Батурино 2020 Оглавление 1. Пояснительная записка ________________________________________ 3 2. Цели, задачи курса____________________________________________ 3 3. Планируемые результаты курса_________________________________ 4 4. Формы аудиторных занятий____________________________________ 4 5. Учебный план________________________________________________ 4 6. Календарный учебный график___________________________________ 5 7. Содержание___________________________________________________ 5 8. Календарно-тематический план__________________________________ 7 9. Организационно-педагогические условия_________________________ 8 10. Методические материалы______________________________________ 9 11. Оценочные материалы_________________________________________ Пояснительная записка Учебные программы по физической культуре предусматривают несколько разделов; лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры лыжная подготовка, плавание и другое в зависимости от возможности школы. Всё многообразие видов деятельности идёт в ущерб отдельной специализации одной из видов деятельности. Данная программа поможет учащимся не только углубить свои знания и умения в отдельных видах деятельности, а именно в спортивных играх, но и приучить к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Целью программы «Спортивные игры» является развитие и совершенствование основных приёмов наиболее популярных и распространённых в нашем районе спортивных игр. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: 1. Образовательная область программы «Спортивные игры» призвана сформировать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. 2. Обучение технике двигательных действий базовых видов спорта и элементам тактического взаимодействия во время соревнований. 3. Развитие физических качеств; - ловкости, - быстроты, - координации движений, - силовых качеств, - хорошей пространственной и временной ориентировкой. 4. Развитие морально волевых качеств; - настойчивости в достижении поставленной цели, - смелости и решительности, - коллективизма и товарищества, - товарищества. задачами являются: ? профилактика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни; расширить и углубить знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности; формировать стойкую мотивацию для систематических занятий различными видами спорта, в частности, футболом; пропаганда здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи; популяризация игровых видов спорта волейбол, футбол, баскетбол; привитие интереса к волейболу, баскетболу и воспитание спортивного трудолюбия; укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка; развитие качеств необходимых волейболисту и баскетболисту : быстроты, силы, выносливости, ловкости; изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите; ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об играх в волейбол и баскетбол; приобретение опыта участия в соревнованиях. Методическое обеспечение образовательной программы. Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; занятия оздоровительной направленности; праздники; эстафеты, домашние задания. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: Эффективность реализации программы: информационно-познавательные (беседы, показ); творческие (развивающие игры); методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы) спортивные соревнования; Занятия позволяют: максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего и старшего школьного возраста; развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой; развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость; сформировать мотивацию к занятиям физической культурой; подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и соревновательной деятельности. Ожидаемые результаты. В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны: - повысить уровень своей физической подготовленности; - уметь технически правильно осуществлять двигательные действия; - использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; - уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей; - уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; - у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию; - следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов. Знать и иметь представление: об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем; о способах и особенностях движений, передвижений; о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки; о причинах травматизма и правилах предупреждения. Уметь: составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП. Формы занятий групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; занятия оздоровительной направленности; праздники; эстафеты, домашние задания. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: Эффективность реализации программы: информационно-познавательные (беседы, показ); творческие (развивающие игры); методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы) спортивные соревнования; Календарный учебный график № Вид деятельности Тема занятия Теория Охрана труда. Основные правила игр. 4. Общая физическая подготовка (ОФП) Специальная физическая подготовка (СФП) Соревнование 5. Основы судейство Упражнения на развитие основных физических качеств. Упражнения на развитие специальных физических качеств. Соревнования по видам спорта Особенности судейства по видам спорта. Практика судейства. 1. 2. 3. часы Девушки 4 Юноши 4 5 5 5 5 6 6 2 2 6. 7. 8. 9. 10. 11. Футбол Баскетбол Волейбол Русская лапта Настольный теннис Вид спорта. Вид спорта. Вид спорта. Вид спорта. итого 12 12 12 10 68 Содержание Физическая подготовка занимает 40—45% общего времени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повышается удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготовки должно составлять примерно 1:2). Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (особенно в прыгучести и в ударных движениях). Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обстановке, с учетом функций, выполняемых игроками. Тактическая подготовка на этом этапе начинает преобладать (25—30% общего времени). Значительное внимание уделяется освоению и совершенствованию индивидуальных действий с учетом выполнения игроками обязанностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточняются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдельных игроков. Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки. Средства, применяемые на втором этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры. В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревнованиям. В теоретической подготовке предусматривается изучение материалов по общим основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных заданий, выступление на теоретических занятиях с сообщениями на различные темы технической и тактической подготовки. В конце этого этапа проводятся контрольные испытания по физической и технической подготовке, контрольные и товарищеские встречи, в которых проверяется технико-тактическое мастерство команды и отдельных игроков. Основные формы тренировки на данном этапе — комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях. Динамика нагрузки характеризуется уменьшением общего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивности до уровня соревновательной и выше. 12 12 12 10 68 Главная задача соревновательного периода — достижение стабильных максимальных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитывая возможности противника и свои. Физическая подготовка направлена на достижение высокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности. Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности, быстроты и стабильности применения приемов в сложных условиях. В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры конкретного противника и устраняются недостатки, выявленные в предыдущих встречах. Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом. В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, воли в преодолении отрицательных эмоций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры, подавленность, связанная с отдельными неудачами). Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному росту спортивного мастерства и выступлению в соревнованиях. Средства, применяемые в соревновательном периоде: специальные игровые упражнения, двусторонние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых приемов, а также в групповых и командных тактических действиях. Календарно – тематическое планирование программы 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. ОФП Теория 10. ОФП 11. 12. 13. Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол. Бег ОРУ беговые упражнения. Силовые упражнения с собственным весом. Удары битой по летящему мячу. Приём катящегося мяча, после удара. Удары по летящему мячу. Приём мяча после удара. Соревнование по правилам игры. Основные правила игры в баскетбол. Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами. Бросок мяча двумя руками от груди. Бросок мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м. № недели I Сентябрь теория Русская лапта 1. Баск етбо л Тема урока II III IV Октябрь № урок а Месяц Девочки. 2 часа в неделю, 34 недели, всего 68 часов I II III Суд-ство Сорев-ие Теория СФП Волейбол 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 56. Сорев-ие Теория СФП Настольный теннис 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Сорев-ие Ноябрь III IV I Декабрь 22. II II III IV III Январь 19. 20. 21. V IV V I Февраль 18. IV II III IV I Март 15. 16. 17. Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без. Передача мяча от щита. Навесная передача мяча в контратаке. Ведение мяча по прямой. Ведение мяча с изменением направления и скорости Ведение и бросок после ведения в кольцо. Зонная защита в баскетболе. Игра с заданием. Персональная опека и применение её на практике. Смешанная защита. Двухсторонняя игра в баскетбол. Особенности судейства спортивной игры баскетбол. Общешкольное соревнование по баскетболу. Основные правила игры в волейболе. ОРУ силовые упражнения с собственным весом. Беговые упражнения. Челночный бег 3 х 10 м. ОРУ кувырок вперёд. Упор лёжа. Верхняя передача мяча над собой. Верхняя передача мяча через сетку. Верхняя передача мяча в зону 2 и 4. Нижняя передача мяча над собой. Нижняя передача мяча через сетку. Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6. Верхняя прямая подача через сетку. Нижняя подача через сетку по определённым зонам. Вращение мяча при подаче. Нападающий удар с помощью гимнастического мостика. Нападающий удар через сетку. Блокирование нападающего удара. Общешкольное соревнование по волейболу. Общешкольное соревнование по волейболу. Основные правила игры в настольный теннис. Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП ОРУ силовые упражнения в максимальном темпе. Подача мяча в настольном теннисе. Подача мяча с обратным вращением. Приём мяча и перевод на сторону соперника. Приём и перевод на противоходе. Боковое вращение мяча в игре и при подаче. Подрезка мяча по диагонали. «Топ спин» с ударом по мячу. Переход во время парной игры. Диагональная подача во время парной игры. Двухсторонняя парная игра. Общешкольное соревнование по настольному теннису. II III Апрель 14. I II Бег 2 км. По пересечённой местности. Беговые и прыжковые упражнения. ОФП. Разметка площадки. судейство Удары битой по летящему мячу. Удары по мячу. Приём катящегося мяча Ловля летящего мяча. Игра. Осаливание бегущего игрока. Тактические действия в защите. Тактические действия в нападении. Быстрый отрыв. Особенности судейства Русской лапты «Феер-плей». Общешкольное соревнование по лапте. Финал соревнований по лапте. III IV V I Май Русская лапта 57. ОФП 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Судей-во 67. Сорев-ие 68. II III Календарно – тематическое планирование программы 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. ОФП Теория 10. ОФП 11. 12. 13. 15. 16. 17. 18. Баскетбол 14. 19. 20. 21. 22. 23. Суд-ство Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол. Бег ОРУ беговые упражнения. Силовые упражнения с собственным весом. Удары по неподвижному мячу. Удары по катящемуся мячу. Удары по летящему мячу. Приём мяча после удара. Ведение мяча по прямой. Основные правила игры в баскетбол. Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами. Бросок мяча двумя руками от груди. Бросок мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м. Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без. Передача мяча от щита. Навесная передача мяча в контратаке. Ведение мяча по прямой. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Ведение и бросок после ведения в кольцо. Зонная защита в баскетболе. Игра с заданием. Персональная опека и применение её на практике. Смешанная защита. Двухсторонняя игра в баскетбол. Особенности судейства спортивной игры № недели I Сентябрь теория Футбол 1. II III IV I II Октябрь Тема урока III IV V II Ноябрь № урока Месяц Юноши. 2 часа в неделю, 34 недели, всего 68 часов III IV Сорев-ие Теория СФП Настольный теннис 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Сорев-ие 57. 58. 59. 60. ОФП 61. 62. 63. 64. 65. Футбол 56. Декабрь Январь IV V I Февраль 38. III III II III IV I Март 37. II IV II III I II Апрель СФП I III IV V Май 36. Сорев-ие Теория Волейбол 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. баскетбол. Общешкольное соревнование по баскетболу. Основные правила игры в волейболе. ОРУ силовые упражнения с собственным весом. Беговые упражнения. Челночный бег 3 х 10 м. ОРУ кувырок вперёд. Упор лёжа. Верхняя передача мяча над собой. Верхняя передача мяча через сетку. Верхняя передача мяча в зону 2 и 4. Нижняя передача мяча над собой. Нижняя передача мяча через сетку. Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6. Верхняя прямая подача через сетку. Нижняя подача через сетку по определённым зонам. Вращение мяча при подаче. Нападающий удар с помощью гимнастического мостика. Нападающий удар через сетку. Блокирование нападающего удара. Общешкольное соревнование по волейболу. Общешкольное соревнование по волейболу. Основные правила игры в настольный теннис. Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП ОРУ силовые упражнения в максимальном темпе. Подача мяча в настольном теннисе. Подача мяча с обратным вращением. Приём мяча и перевод на сторону соперника. Приём и перевод на противоходе. Боковое вращение мяча в игре и при подаче. Подрезка мяча по диагонали. «Топ спин» с ударом по мячу. Переход во время парной игры. Диагональная подача во время парной игры. Двухсторонняя парная игра. Общешкольное соревнование по настольному теннису. Бег 2 км. По пересечённой местности. Беговые и прыжковые упражнения. ОФП. Ведение мяча по прямой с ударом по воротам. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра вратаря в створе ворот. Игра вратаря на выходе из ворот. Тактические действия в защите. Тактические действия в нападении. Быстрый I II 66. Судей-во 67. 68. Сорев-ие отрыв. Особенности судейства футбольных матчей «Феерплей». Общешкольное соревнование по футболу. Финал соревнований по футболу. III Методические материалы для реализации программы Место проведения: Спортивная площадка; Класс (для теоретических занятий); Спортивный зал. Инвентарь: Волейбольные мячи; Баскетбольные мячи; Футбольные мячи; Кегли или городки; Скакалки; Теннисные мячи; Малые мячи; Гимнастическая стенка; Гимнастические скамейки; Сетка волейбольная; Щиты с кольцами; Секундомер; Маты; Ракетки; Шашки; Обручи. Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами: использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по развитию физических качеств (способностей); самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями; взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; выполнять упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); выполнять основные технические действия и приёмы в футболе, волейболе и баскетболе, в условиях учебно- игровой деятельности; выполнять подачи и передачи мяча, приёмы и сбросы, удары по воротам и атакующие удары выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств (способностей). Контроль освоения программы осуществляется следующими способами: текущий контроль знаний в процессе устного опроса; текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; тематический контроль умений и навыков после изучения тем; взаимоконтроль; итоговый контроль умений и навыков; Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)