Оглавление Введение ……………………………………………………………………………………. 3 1.Пояснительная записка ....................................................................................................... 3 2. Актуальность образовательной программы дополнительного образования…............ 5 3. Цели и задачи программы ..................................................................................................6 4. Основные методы реализации программы……………..……………………………….6 5. Программное содержание ………………………………………………………………..7 6. Ценностные приоритеты программы…………………………………………………….7 6.1. Естественнонаучное направление …………………………………………………..7 6.2. Художественное направление ……………………………………………………….8 6.3. Социально-педагогическое направление ………………………………………….. 8 6.4. Физкультурно – спортивное направление …………………………………………. 9 7. Адресность программы …………………………………………………………………..9 8. Планируемые и ожидаемые результаты………………………………………………….10 9. Формы, режим и организация учебных занятий…………………………………………10 10. Учебный план дополнительного образования ...…………………………………...…. 12 11. Календарный учебный график…………………………………………………………. 13 12. Содержание ……………..…………………………………………………………….….14 13. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам…………………….14 14. Организационно-педагогические условия…………………………………………..….15 14.1. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………15 14.2. Материально-техническое обеспечение........……..………………………………..15 2 Введение В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. В школе создаётся такая модель образования, в основе которой заложена интеграция основного и дополнительного образования. При этом последнее становится равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое ориентировано на создание условий для развития творческих способностей, одаренности учащихся в различных предметно-тематических областях. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Также, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования. Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников. Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость. 1. Пояснительная записка Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и 3 профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая: - максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, - обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся, - дает шанс каждому открыть себя как личность, - предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, - налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, - активно использует возможности окружающей социокультурной среды, - побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, - обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети – обычные, еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; дети с особыми возможностями здоровья. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально - психологического климата в ней. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной реализации 4 дополнительного образования в школе создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы. 2. Актуальность образовательной программы дополнительного образования В условиях динамических изменений современной жизни и стремительного обновления знаний возникла необходимость создания гибкой и динамичной системы всеобщего образования, основанной на интеграции общего (школьного) и дополнительного образования. Являясь широким и благодатным фоном для освоения общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей. Поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению, реализация способностей школьников в других сферах деятельности положительно сказывается на результатах общего образования. Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Многочисленные кружки, спортивные секции, проектная деятельность воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса. Традиции русской педагогики, развивающие уникальный опыт таких мастеров, как П.П. Чистяков, В.С. Щербаков, Н.С. Зверев, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Алексеева и др., легли в основу многочисленных направлений дополнительного образования. Очевидно, что на современном этапе необходимо объективно осмыслить реальное состояние системы дополнительного образования в целом и целенаправленно развивать продуктивные, проверенные временем и подтвержденные педагогической наукой направления. Система дополнительного образования МБОУ-СОШ села Батурино обеспечивает мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника, формирование и укрепление общешкольных традиций. В школе реализуются программы следующим направлениям: 1. Естественнонаучное; 2. Художественное; 3. Социально-педагогическое; 4. Физкультурно - спортивное; дополнительного образования детей по Активное участие школьников во внеурочной деятельности способствует углублению и расширению их знаний, развитию интеллекта, физических возможностей, способствует их жизненному самоопределению. Задача школы - готовить личность, способную работать в нынешних рыночных условиях. Сельская жизнь имеет благодатные возможности для этого, если не упустить главного - возможность общения с природой и практическое применение знаний в ее использовании. 5 3. Цели и задачи программы Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи: - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; - выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; - профессиональная ориентация учащихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; - подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; - адаптация детей к жизни в обществе; - формирование общей культуры учащихся; - организация содержательного досуга учащихся; - удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. 4. Основные методы реализации программы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения; исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися; индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой - организация работы в группах; индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 6 5. Программное содержание Программа «Дополнительное образование» включает в себя целый спектр разнообразных направлений: 1. Естественнонаучное; 2. Художественное; 3. Социально-педагогическое; 4. Физкультурно - спортивное; Данные направления представлены в свою очередь проектами и программами, как авторскими, так и адаптированными. Программа «Дополнительное образование» является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса в школе и обеспечивает единство обучения и воспитания. Естественнонаучное направление: Всего: 4 часа. «Географический факультет» (9кл)- 1ч, «Клуб юных биологов» (6-8кл)- 1ч, «Химия вокруг нас» (9-11кл)-1ч, «В мире логики» (5кл)-1ч. Художественное направление: Всего: 4 часа. «Палитра талантов» (5-6кл)-1ч, «Студия театральная» (7кл)-1ч, «По страницам любимых книг» (1-4 кл)-1ч, «Творческая мастерская» (5-9кл)-1ч. Социально-педагогическое направление: Всего: 2 часа. «Твой выбор - твоё будущее» (9-11кл)-1ч, «Школа ведущих БИС» (7-9кл)-1ч. Физкультурно – спортивное направление: Всего: 8 часов. Клуб «Патриот» (5-11 кл.)- 2ч, Спортивные игры (9-11 кл.)-2ч, Спортивные игры (7-8 кл., девочки)-2ч, Спортивные игры (7-8 кл., мальчики)-2ч. 6. Ценностные приоритеты программы: Развитие детского творчества; Воспитание культуры здорового образа жизни; Раскрытие творческого потенциала личности с его последующей реализацией; Создание условий для педагогического творчества; Ориентация образовательного процесса на потребителя; Социализация образовательного процесса. 6.1. Естественнонаучное направление: В современном понимании содержание естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. 7 В число приоритетов государственной политики в области естественнонаучного дополнительного образования детей входит: -увеличение охвата детей, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности; -ориентация учащихся на освоение профессий, востребованных в научных отраслях и в экономике страны; -поддержка талантливой молодежи – будущих профессиональных кадров страны; -социализация учащихся с целью формирования конкурентоспособной личности, способной взаимодействовать с окружающим миром; -интеграция исследовательской и практической деятельности учащихся в области естественных наук, сельского и лесного хозяйства, охраны природы и природопользования с деятельностью заинтересованных государственных служб в целях обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны; -формирование патриотического отношения у учащихся к своей стране и к своей малой родине; -формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения. 6.2. Художественное направление: Актуальной проблемой современного образования является формирование художественно – эстетической культуры школьников. Эта проблема решается путём активного освоения учащимися основных видов искусства: музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра. Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребёнка. В кружках художественно-прикладного мастерства происходит знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они получают определённые навыки и представления о культуре труда. Занимаясь различными видами творческой деятельности, ученик получает достаточный объём культурного опыта, накопленного человечеством. Это служит основой формирования активной гражданской позиции школьника, осознающего себя неотъемлемой частью как своей страны и своего народа, так и всего человечества в целом. 6.3. Социально – педагогическое направление: Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует формированию, личность, действует в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями через участие в деятельности различных общностей, видоизменяет эту среду, придает ей определенное социальное качество. Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению. Таким образом, через овладение социальной деятельностью в различных сферах, через 8 социальное общение происходит социальное становление индивида. От активности самой личности непосредственно зависит время наступления её социальной зрелости. Целью социально-педагогической направленности: ориентирование на корректировку и развитие психических свойств личности, накопление опыта гражданского поведения, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни. 6.4. Физкультурно – спортивное направление: Сегодня основной целью физического образования является воспитание гармонично развитой личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, футбол, шашки, шахматы, волейбол, баскетбол, полиатлон, дуатлон, лыжные гонки, хоккей, настольный теннис и другие виды спорта), общая физическая подготовка и другие. В школе созданы все условия для охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физкультуры и спорта, их ведущих учебно – воспитательных задач. Одна из наиболее распространённых причин снижения защитных ресурсов школьника – недостаток двигательной активности. Поэтому в школе введены дополнительные занятия по физической культуре и спорту, которые не входят в учебную программу. Это спортивные игры, волейбол, баскетбол, футбол. Также большое внимание уделяется привлечению школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня, а так же к сдаче нормативов ВФ СК ГТО. 7. Адресность программы. Программа дополнительного образования адресована учащимся МБОУ – СОШ села Батурино Асиновского района Томской области в возрасте от 7 до 18 лет (1-11 классы). Естественнонаучное направление: Всего: 4 часа. «Географический факультет» (9кл)- 1ч, «Клуб юных биологов» (6-8кл)- 1ч, «Химия вокруг нас» (9-11кл)-1ч, «В мире логики» (5кл)-1ч. Художественное направление: Всего: 4 часа. «Палитра талантов» (5-6кл)-1ч, «Студия театральная» (7кл)-1ч, «По страницам любимых книг» (1-4 кл)-1ч, «Творческая мастерская» (5-9кл)-1ч. Социально-педагогическое направление: Всего: 2 часа. «Твой выбор - твоё будущее» (9-11кл)-1ч, «Школа ведущих БИС» (7-9кл)-1ч. Физкультурно – спортивное направление: Всего: 8 часов. Клуб «Патриот» (5-11 кл.)- 2ч, Спортивные игры (9-11 кл.)-2ч, Спортивные игры (7-8 кл., девочки)-2ч, Спортивные игры (7-8 кл., мальчики)-2ч. 8. Планируемые и ожидаемые результаты. 9 Ожидаемые результаты: - расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов; - повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения; - интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования; - укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни; - снижение роста негативных явлений в детской среде; - духовно-нравственное оздоровление. Реализация программы дополнительного образования детей в школе позволяет планировать и ожидать следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей; совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования детей. 2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей; создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией школы и общественностью поселения; содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей; содействовать развитию индивидуального образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования для детей, а также содействующие самозанятости. Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей. 9. Формы, режим и организация учебных занятий. Формы учебных занятий исследовательская и практическая деятельность 10 проектная деятельность, научные чтения тренировки, соревнования. выпуск печатной газеты интеллектуальные викторины концертная деятельность игра беседы экскурсия, поход, марш-бросок творческий отчёт театрализованные представления, спектакли праздничные вечера, концерты конструирование фестивали, агитбригады создание презентаций, видеороликов Занятия дополнительным образованием проводятся как в помещениях школы: - спортивный зал - учебные кабинеты: технологии, биологии, химии, географии, ОБЖ, информатики, истории и обществознания и другие - тренажёрный зал - школьная библиотека так и на спортивных площадках на территории школы: - спортивная игровая площадка с резиново-клеевым покрытием - хоккейная коробка Во время занятий по учебному плану могут быть запланированы экскурсии: - в сельскую библиотеку - в Центр Досуга - в ДЮСШ № 2 (лыжная база в с.Батурино) - в пожарную часть села Батурино - на метеостанцию - общую врачебную практику (ул.Трактовая, 29) - в отделение Батуринской участковой полиции - на подстанцию (Восточные электрические сети) - в отделение почтовой связи «Почта России» - в Батуринскую сельскую администрацию Занятия так же могут проводится вне аудиторий – это поход или марш-бросок. Режим занятий: занятия проводятся по окончании уроков в классных кабинетах, актовом зале, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы. Требования к организации образовательного процесса. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (естественнонаучной, художественной, физкультурноспортивной, социально-педагогической). 11 Продолжительность занятий до 45 минут. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – занятия не проводятся. После 30 - 40 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 - 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. 10. Учебный план дополнительного образования. № п\п 1 Учебный план по дополнительному образованию МБОУ - СОШ села Батурино разработан в соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации в области дополнительного образования. Основные направления учебного плана МБОУ – СОШ села Батурино по дополнительному образованию: Распределение Направление Название кружка, класс Срок нагрузки в часах творческого объединения, реализации за уч.год студии и т.д. (года) в в год Естественнонаучное Художественное 2 3 4 Социальнопедагогическое Физкультурно - спортивное «Географический факультет» «Клуб юных биологов» «Химия вокруг нас» недел ю 1 1 1 34 34 34 9 6-8 9-11 1 1 1 «В мире логики» «Студия театральная» «Палитра талантов» Творческая мастерская «По страницам любимых книг» «Твой выбор - твоё будущее» «Школа ведущих БИС» 1 1 1 1 1 34 34 34 34 34 5 7 5-6 5-9 1-4 1 1 1 1 1 1 1 34 34 9-11 7-9 1 1 «Спортивные игры» 2 68 1 «Спортивные игры» 2 68 «Спортивные игры Клуб «Патриот» 2 2 68 68 7-8 класс, девочки 7-8 класс, мальчики 9-11 5-11 1 1 1 12 Учебный план МБОУ - СОШ села Батурино обеспечивает подготовку учащихся к последующему творческому интеллектуальному труду, преемственность между учебной и внеурочной деятельностью учащихся, овладение практическими навыками и умениями. Развитие личности учащихся осуществляется на основе обращения к развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка. Таким образом, в условиях школы дополнительное образование даёт учащимся возможность выбора своего индивидуального пути, включения в занятия по интересам. 11. Календарный учебный график. Начало 02.09.2019 05.11.2019 28.12.2019 09.01.2020 30.03.2016 1 четверть 2 четверть Зимние каникулы 3 четверть 4 четверть Летние каникулы 23.05.2020 ИТОГО Окончание 25.10.2019 27.12.2019 08.01.2020 20.03.2020 22.05.2020 Продолжительность 8 недель 8 недель 12 календарных дней 10 недель 8 недель 31.08.2020 13 недель 34 недели Организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ - СОШ села Батурино регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий кружков. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-11 классах - 34 недели. Учебный год делится на четыре четверти для 1-9 классов, для 10-11 классов - на два полугодия. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Для обучающихся 1 класса устанавливаются дополнительные каникулы в феврале месяце (продолжительностью 7 календарных дней). Продолжительность летних каникул составляет не менее 90 дней. Продолжительность учебной недели: по пятидневной учебной неделе занимаются 111 классы. Учебные занятия по дополнительному образованию (кружки, секции, клубы, студии и т.д.) организуются во второй половине дня. Во время каникул занятия по дополнительному образованию детей не проводятся. Перерыв между учебными занятиями и занятиями по дополнительному образованию для отдыха детей составляет 40-45 минут. При проведении внеурочных занятий продолжительностью более академического часа организуются перемены – 10 минут для отдыха со сменой вида деятельности. Дополнительное образование детей МБОУ - СОШ села Батурино предполагает расширение воспитательного “поля” школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Объём дополнительного образования - 18 часов. Такое распределение часов дополнительного образования позволяет воспитывать у обучающихся гражданственность, трудолюбие, потребность в здоровом образе жизни и развитие творчества. 13 Продолжительность занятий (45 минут или 1 академический час), количество занятий в неделю определяется рабочей программой педагога, а также требованиями СанПиН. Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на обучение и воспитание подростков 7-18 лет. Группы формируются из числа обучающихся одного возраста (класса) или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Численный состав группы 12-15 человек. Состав группы может быть уменьшен до 10 человек при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Набор обучающихся в объединения - свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных. Занятия дополнительным образованием проводятся в режиме пятидневной учебной недели во второй половине дня (после учебных занятий) в соответствии с календарным учебным графиком дополнительной общеразвивающей программы, в котором указывается продолжительность учебного года и каникулярный период. Расписание объединений дополнительного образования составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учётом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. 12. Содержание. Распределение занятий по дополнительному образованию по часам, направлениям и по классам на 2019 -2020 учебный год: Естественнонаучное направление: Всего: 4 часа. «Географический факультет» (9кл)- 1ч, «Клуб юных биологов» (6-8кл)- 1ч, «Химия вокруг нас» (9-11кл)-1ч, «В мире логики» (5кл)-1ч. Художественное направление: Всего: 4 часа. «Палитра талантов» (5-6кл)-1ч, «Студия театральная» (7кл)-1ч, «По страницам любимых книг» (1-4 кл)-1ч, «Творческая мастерская» (5-9кл)-1ч. Социально-педагогическое направление: Всего: 2 часа. «Твой выбор - твоё будущее» (9-11кл)-1ч, «Школа ведущих БИС» (7-9кл)-1ч. Физкультурно – спортивное направление: Всего: 8 часов. Клуб «Патриот» (5-11 кл.)- 2ч, Спортивные игры (9-11 кл.)-2ч, Спортивные игры (7-8 кл., девочки)-2ч, Спортивные игры (7-8 кл., мальчики)-2ч. 13. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам определяется педагогом и фиксируется в дополнительной общеразвивающей программе. Педагог 14 самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - отчетные концерты - показательные выступления - участие во внешкольных мероприятиях - выступление в агитбригадах - выполнение творческих работ - спектакли - экскурсии, походы, марш-броски - участие в соревнованиях - участие в военно-патриотических мероприятиях («Зарница», «Звезда Победы!» и т.д.) - научно-практические конференции. 14. Организационно-педагогические условия 14.1.Кадровое обеспечение В 2019-2020 учебном году в системе дополнительного образования работают 9 педагогов. У трёх педагогов имеется 1 квалификационная категория: Обеднин С.М., Муцина С.А., Непомнящая Г.С. № 1 2 3 4 5 Руководитель кружка Кладова И.В. Мрочек А.С. Мрочек А.С. Непомнящая Г.С. Аникина Н.В. 11 12 Юркова О.Н. Муцина С.А. Евдокимова Н.Э Муцина С.А. Непомнящая Г.С. Обеднин С.М. Обеднин С.М 13 14 Обеднин С.М. Обеднин Д.С. 6 7 8 9 10 Название кружка «Географический факультет» (9 кл) «Клуб юных биологов» (6-8 кл) «Химия вокруг нас» (9-11 кл) «В мире логики» (5 кл) Основная должность руководителя кружка Зам. директора по УВР учитель химии и биологии учитель химии и биологии Зам. директора по УВР «Студия театральная» (7 кл) учитель истории обществознания «Палитра талантов» (5-6 кл) учитель начальных классов Творческая мастерская (5-9 кл) социальный педагог «По страницам любимых книг»(1-4 кл) воспитатель «Твой выбор - твоё будущее» (9-11 кл) социальный педагог «Школа ведущих БИС» (7-9 кл) Зам. директора по УВР «Спортивные игры» (7-8 девочки) «Спортивные игры» (7-8класс, мальчики) «Спортивные игры (9-11классы) Клуб «Патриот» (5-11 классы) Учитель физической культуры учитель физической культуры учитель физической культуры учитель информатики 14.2. Материально-техническое обеспечение. спортивный зал учебные кабинеты: технологии, биологии, химии, географии, информатики, ОБЖ, истории и обществознания и другие музыкальное оборудование (компьютер, микрофоны, колонки, усилительная система, микшер) спортивный инвентарь и оборудование (лыжи, ботинки, лыжные палочки, коньки, 15 и - - клюшки, шайбы, ворота хоккейные, скакалки, холохупы, мячи различные, и т.д.) компьютеры, проекторы, экраны, принтеры интерактивная доска интерактивный стол (со 125 общеразвивающими программами) спортивная игровая площадка с резиново-клеевым покрытием тренажёрный зал теннисный стол (ракетки и мячи) Манекен-тренажер для сердечно-лёгочной реанимации охолощенный автомат Калашникова пневматическая винтовка военная форма (костюм камуфляжный, берцы, ремень белый, бейсболка, перчатки белые) – 10 штук. библиотечный фонд школы наглядные пособия и оборудование кабинетов химии, биологии, географии, ОБЖ, информатики, технологии, истории и обществознания, начальных классов и других кабинетов и лабораторий. DVD - плеер CD и DVD – диски. 16 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)