Пояснительная записка. Данная программа рассчитана на 35 часа (1час в неделю). В ней предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов и их обсуждение. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок членов «Киноклуба» и т.п. В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров. Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой ученик должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социальноориентированным мировоззрением. Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность. Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта младших подростков. Задачи: 1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим. 2. Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы. 3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей - героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения родителей, учителей. 4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями. 5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга. 6. Включать детей в проектную деятельность. Известно, что «кино - не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. А ведь киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму учащихся в процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовнонравственные основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской кинематографии. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на развитии эстетического вкуса ребят, на духовно-нравственных качествах личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать позитивный зрительский опыт, навыки критического мышления. Появление в сети Интернет огромного количества любительских фильмов, снятых на камеры телефонов и пропагандирующих жестокость и насилие сподвигло нас на создание альтернативы этому движению в виде дискуссионного КИНОКЛУБА, ориентированного на морально-нравственные предпочтения. На наш взгляд, кино - это: способ донести до ребенка важные мысли в метафоричной форме; повод задуматься; неформальная обстановка в работе; большие и во многом еще неизведанные возможности. Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между учащимися и педагогом (а это важно как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личностного развития детей). С другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней. Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач: Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними. Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя). Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы. Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении. Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма, самоанализ. Цели обсуждения фильмов в группе во время и после просмотра: Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний. Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни. Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью. Развитие способностей к сопереживанию. Ожидаемые результаты Первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают дружественную просоциальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Следует оговориться: не всякое кино полезно показывать подросткам. Министерство культуры опубликовало проект списка 100 отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы школьникам для просмотра. Идея разработки такого списка была выдвинута прошлой весной Владимиром Мединским и Никитой Михалковым - по мотивам одной из целеполагающих статей Владимира Путина. Цель простая: дать новому поколению базовый культурный код нашей цивилизации. Выбирая фильмы для работы киноклуба, мы исходили из нескольких положений: фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему фильм должен быть интересным фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору. Фильм должен отвечать определенным требованиям: Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей. Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят. Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст. Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Как показывает опыт, умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным. Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке диска, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы - как для подростков, так и ведущих. Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение. Работа с фильмом осуществляется довольно просто - мы делаем "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п. Мы считаем, что если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какие-то события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно. При этом важно учитывать, что работа в форме киноклуба требует активного участия ведущего. Его задача - не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего. № Учебно-тематический план «Киноклуба ». Тема Кол - во часов 1 1 1 2 Вводное занятие Из истории кино 3 Современное создание кино 1 4 Знакомство с шедеврами кино. Просмотр фильма «Чучело», Р.Быков, 1983 2 5 Взаимоотношения в классе. Как предотвратить конфликты?» (обсуждение фильма «Чучело») Просмотр фильма «Белеет парус одинокий» - В. Легошин, 1937 Взросление человека, его соприкосновение со взрослой жизнью (обсуждение фильма «Белеет парус одинокий». ) Просмотр фильма «Внимание, черепаха!» Р.Быков, 1969 Доброта и человечность (обсуждение фильма «Внимание, черепаха!») Просмотр фильма «Друг мой, Колька!» - А.Салтыков, А. Митта, 1961 Смысл понятий «товарищество» и «самоотдача» (обсуждение фильма «Друг мой, Колька!») Просмотр фильма «В бой идут одни «старики» – Л. Быков, 1 Беседа Лекция, беседа Лекция, беседа Лекция, беседа, просмотр, Дискуссия 2 Просмотр 1 Обсуждение 2 Просмотр 1 Обсуждение 2 Просмотр 1 Обсуждение 2 Просмотр 6 7 8 9 10 11 12 1973 13 Состояние человека, на которого воздействует война ( обсуждение фильма «В бой идут одни «старики») 1 Обсуждение 14 Просмотр фильма «А зори здесь тихие» – С. Ростоцкий, 1972 2 Просмотр 15 Страшная правда о Великой Отечественной Войне ( обсуждение фильма «А зори здесь тихие») Просмотр фильма «Красные дьяволята» И. Перестиани, 1923 Что такое воля, мужество, героизм (осуждение фильма «Красные дьяволята»). «Республика Шкид» - Г. Полока, 1966 (повесть бывших воспитанников Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков). Права, обязанности и ответственность подростка (обсуждение фильма «Республика Шкид») Просмотр фильма «Тимур и его команда» А.Гайдар, 1940 «Юные герои» (обсуждение фильма «Тимур и его команда») . Просмотр фильма «Подвиг разведчика» Б. Барнет, 1947 Герои своего времени (обсуждение фильма «Подвиг разведчика» ) Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане» 1 Обсуждение 2 Просмотр 1 Обсуждение 2 Просмотр 1 Обсуждение 2 Просмотр 1 Обсуждение 2 Просмотр 1 Обсуждение 1 Просмотр 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 - Ю. Норштейн, 1975 «Оттенки человеческих чувств» (обсуждение 1 мультипликационного фильма «Ёжик в тумане») . Итоговое занятие. Защита эссе, проекта, реферата, 1 проведение кинопоказа, сдача кино-дневника, оформление кино-архива. Обсуждение Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством культуры для просмотра школьниками. 1. А если это любовь? - Ю.Райзман, 1961 2. А зори здесь тихие - С.Ростоцкий, 1972 3. Адмирал Нахимов - В.Пудовкин, 1946 4. Айболит-66 - Р.Быков, 1966 5. Александр Невский - С.Эйзенштейн, 1938 6. Андрей Рублев - А.Тарковский, 1966 7. Аэлита - Я.Протазанов, 1924 8. Баллада о солдате - Г.Чухрай, 1959 9. Бег - А.Алов, В.Наумов, 1970 10. Белеет парус одинокий - В.Легошин, 1937 11. Белое солнце пустыни - В.Мотыль, 1969 12. Белорусский вокзал - А.Смирнов, 1970 13. Берегись автомобиля - Э.Рязанов, 1966 14. Бесприданница - Я.Протазанов, 1936 15. Бриллиантовая рука - Л.Гайдай, 1968 16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925 17. В бой идут одни «старики» - Л.Быков, 1973 18. В огне брода нет - Г.Панфилов, 1968 19. Веселые ребята - Г.Александров, 1934 20. Внимание, черепаха! - Р.Быков, 1969 21. Война и мир - С.Бондарчук, 1965-1967 22. Волга-Волга - Г.Александров. 1938 23. Восхождение - Л.Шепитько, 1976 24. Гамлет - Г.Козинцев, 1964 25. Дама с собачкой - И.Хейфиц, 1960 26. Дворянское гнездо - А.Кончаловский, 1969 27. Девять дней одного года - М.Ромм, 1961 28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э.Климов, 1964 29. Доживем до понедельника - С.Ростоцкий, 1968 30. Друг мой, Колька! - А.Салтыков, А.Митта, 1961 31. Дядя Ваня - А.Кончаловский, 1977 32. Ёжик в тумане - Ю.Норштейн, 1975 33. Живые и мертвые - А.Столпер, 1963 34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) - М.Хуциев, 1964 35. Звезда - А.Иванов, 1949 36. Земля - А.Довженко, 1930 37. Зеркало - А.Тарковский, 1974 38. Золушка - Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947 39. Иван Грозный (1-2 серии) - С.Эйзенштейн, 1944-1946 40. Иваново детство - А.Тарковский, 1962 41. Иди и смотри - Э.Климов, 1985 42. Илья Муромец - А.Птушко, 1956 43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж - А.Кончаловский, 1967 44. Калина красная - В.Шукшин, 1973 45. Ключ без права передачи - Д.Асанова, 1976 46. Королевство кривых зеркал - А.Роу, 1963 47. Красные дьяволята - И.Перестиани, 1923 48. Крылья - Л.Шепитько, 1966 49. Курьер - К.Шахназаров, 1986 50. Летят журавли - М.Калатозов, 1957 51. Маленькая Вера - В.Пичул, 1987 52. Марья-искусница - А.Роу, 1959 53. Мать - В.Пудовкин, 1926 54. Машенька - Ю.Райзман, 1942 55. Месть кинематографического оператора - В.Старевич, 1913 56. Мечта - М.Ромм, 1941 57. Молодая гвардия - С.Герасимов, 1948 58. Монолог - И.Авербах, 1972 59. Морозко - А.Роу, 1964 60. Начало - Г.Панфилов, 1970 61. Не горюй! - Г.Данелия, 1969 62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - Л.Кулешов, 1924 63. Неоконченная пьеса для механического пианино - Н.Михалков, 1976 64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова - Н.Михалков, 1979 65. Неуловимые мстители - Э.Кеосаян, 1966 66. Новый Гулливер - А.Птушко, 1935 67. Обыкновенный фашизм - М.Ромм, 1966 68. Они сражались за Родину - С.Бондарчук, 1975 69. Освобождение - Ю.Озеров, 1972 70. Охота на лис - В.Абдрашитов, 1980 71. Пацаны - Д.Асанова, 1983 72. Петр Первый - В.Петров, 1937 73. Печки-лавочки - В.Шукшин, 1972 74. Пиковая дама - Я.Протазанов, 1916 75. Плохой хороший человек - И.Хейфиц, 1973 76. Подвиг разведчика - Б.Барнет, 1947 77. Покаяние - Т.Абуладзе, 1984 78. Подранки - Н.Губенко, 1976 79. Проверка на дорогах - А.Герман, 1972 80. Путевка в жизнь - Н.Экк, 1931 81. Радуга - М.Донской, 1943 82. Республика Шкид - Г.Полока, 1966 83. Семеро смелых - С.Герасимов, 1936 84. Смелые люди - К.Юдин, 1950 85. Стенька Разин (Понизовая вольница) - В.Ромашков, 1908 86. Сто дней после детства - С.Соловьев, 1975 87. Собачье сердце - В.Бортко. 1988 88. Судьба человека - С.Бондарчук, 1959 89. Тихий Дон - С.Герасимов, 1957-1958 90. Утомленные солнцем - Н.Михалков, 1994 91. Холодное лето пятьдесят третьего - А.Прошкин, 1987 92. Чапаев - Г. Васильев, С.Васильев, 1934 93. Человек с киноаппаратом - Д.Вертов, 1929 94. Чужие письма - И.Авербах, 1975 95. Чук и Гек - И.Лукинский, 1953 96. Чучело - Р.Быков, 1983 97. Школьный вальс - П.Любимов, 1978 98. Щит и меч - В.Басов, 1968 99. Юность Максима - Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934 100. Я шагаю по Москве - Г.Данелия, 1963