Программа доп.образования "Школа волонтёров: Рука Добра" на 2023-2024 уч.год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в
обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного
процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и
информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и
отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом
опыте. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими
проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских
принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития
системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление
сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо
формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих
им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению
в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также
собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с
мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную
цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение
которыми позволит выпускнику школы успешно социализироваться в будущей жизни и
профессии.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов
активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в
социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию
политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение
может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по
согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных
волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность
неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование
компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной
заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда
– внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь
окружающих светлее и ярче.
Данная программа способствует формированию ценностных
ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
Цель программы: Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую
деятельность. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание
доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:


воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;

 воспитание нравственных чувств и этического сознания;
 воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
 формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
формирование здорового образа жизни;
 воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
 воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
 формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной
сфере;
 формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Направления работы:
-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы
-здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
-формирование досуга молодежи.
Планируемы результаты освоения учащимися дополнительной программы школы
волонтёров «Рука Добра»
1.Личностные результаты:
-формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе
нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

со

2. Метапредметные результаты
-расширение круга приёмов составления разных типов плана;
-расширение круга структурирования материала;
-умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
-умение организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты
волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Содержание курса.

1.Мы – волонтеры! 4 часа.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями
волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском движении, определят миссию
волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк
организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Обучающиеся познакомятся с основными
правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся
вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения
мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное
портфолио.
2. Участие в акциях - 20 часов.
Участие в акциях привязано к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку
отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным
к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Обучающиеся определяют круг людей,
нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, пожилые люди.
Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в
период подготовки.
3. Пропаганда ЗОЖ- 10 часов
Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях, проводят игры на переменах, зарядкипятиминутки для учащихся начальной школы (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные
Недели Здоровья, презентации о правильном питании, готовят выступления на акциях, тем самым
пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.
Учебно-тематический план:
Тема
Мы - волонтеры!
Участие в акциях .
Пропаганда ЗОЖ

Кол-во часов
4
20
10

Итого:34 часов

Календарно-тематическое планирование.

п/п

№в
теме

Наименование разделов, темы занятия

Мы-волонтеры! (4ч )
1.
1.
История волонтерского движения в России и за
рубежом.
2.
2.
Права и обязанности волонтеров.
3.
3.
Проект положения о волонтерском движении.
4.
4.
Банк данных о нуждающихся в волонтерской
помощи. Составление плана работы.
Участие в акциях (20 часов)
5.

1.

Акция «Твори добро» ко Дню учителя, Дню
уважения старшего поколения (изготовление
праздничных открыток, поделок для учителей и

Колво
часов

Дата проведения

1

1 неделя сентября

1
1
1

2 неделя сентября
3 неделя сентября
4 неделя сентября

1

1 неделя октября

6.

2.

7.

3.

8.

4.

9.

5.

10.

6.

людей пожилого возраста)
Акция «Пожилой человек – это мудрости клад»

1

2 неделя октября

Участие в акции по сбору макулатуры «Чистый
лист»
Акция «Чистый двор»

1

3 неделя октября

1

4 неделя октября

Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» (13
ноября)
Изготовление поздравительных открыток, подарков
ко Дню матери, Дню инвалида
Проведение благотворительной акции «Спешите
делать добро»

1

5 неделя октября

1

2 неделя ноября

1

3 неделя ноября

1

4 неделя ноября

1

1 неделя декабря

1

2 неделя декабря

11.

7.

12.

8.

13.

9.

14.

10.

Акция «Покормите птиц зимой» -Буклеты,
развешивание кормушек
« Дети - детям» - приготовление и вручение
новогодних поделок
Украшаем школу к Новому году.

15.

11.

Акция «Новогодняя открытка на подъезд»

1

3 неделя декабря

16.

12.

1

4 неделя декабря

17.

13.

Акция «День заповедников и национальных парков»
Лекторий для младших школьников.
Организация праздника «День снега»

1

3 неделя января

18.

14.

Беседа о волонтерстве «Творить благо»

1

4 неделя января

19.

15.

Лекторий для младших школьников «Экозабота»

1

5 неделя января

20.

16.

1

1 неделя февраля

21.

17.

1

2 неделя февраля.

22.

18.

1

3 неделя февраля

23.

19.

Изготовление открыток для ветеранов Великой
Отечественной войны и тружеников тыла с Днём
защитника Отечества
Поздравление ветеранов Великой Отечественной
войны и тружеников тыла на квартирах с Днём
защитника Отечества
Изготовление праздничных открыток ко Дню 8
Марта, поздравление ветеранов педагогического
труда, тружеников тыла
Открытка ко Дню 8 марта на подъезд.

1

4 неделя февраля

24.

20.

Обобщение «День милосердия»

1

1 неделя марта

Пропаганда ЗОЖ (11 часов)
25.

1.

Организация и проведение игры «Полезные и
вредные привычки»

1

2 неделя марта

26.

2.

Безопасность школьников в сети интернет,
подготовка и вручение буклетов школьникам.

1

3 неделя марта

27.

3.

Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная
болезнь»

1

1 неделя апреля

28.

4.

«Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов.

1

2 неделя апреля

29.

5.

«Кто, если не мы!» -выступление агитбригады

1

3 неделя апреля

30.

6.

1

4 неделя апреля

31.

7.

«Я выбираю спорт» - спортивная программа для
подростков
«Никто не забыт» Адресная помощь ветеранам

1

1 неделя мая

32.

8.

«Никто не забыт» Адресная помощь ветеранам

1

2 неделя мая

33.

9.

«Плохие привычки хороших детей» - интерактивная
беседа о здоровом образе жизни

1

3 неделя мая

34.

10.

Обобщение.

1

4 неделя мая

Итого: 34 часов.
УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под
ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
Интернет ресурсы:
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5.Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
6. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
7. http://волонтеры70.рф/
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор и экран
3. Принтер лазерный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73824141177

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».