ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. “ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Количество часов в год – 34 (1 час в неделю). Цель программы: Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся; формирование здорового образа жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров. Направления работы: -духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; -патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы -здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; -формирование досуга молодежи. Планируемы результаты освоения учащимися дополнительной программы школы волонтёров «Рука Добра» 1.Личностные результаты: -формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. со 2. Метапредметные результаты -расширение круга приёмов составления разных типов плана; -расширение круга структурирования материала; -умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; -обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); -умение организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Содержание курса. 1.Мы – волонтеры! 4 часа. Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском движении, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио. 2. Участие в акциях - 20 часов. Участие в акциях привязано к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. 3. Пропаганда ЗОЖ- 10 часов Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях, проводят игры на переменах, зарядкипятиминутки для учащихся начальной школы (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, презентации о правильном питании, готовят выступления на акциях, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников. Учебно-тематический план: Тема Мы - волонтеры! Участие в акциях . Пропаганда ЗОЖ Кол-во часов 4 20 10 Итого:34 часов Календарно-тематическое планирование. п/п №в теме Наименование разделов, темы занятия Мы-волонтеры! (4ч ) 1. 1. История волонтерского движения в России и за рубежом. 2. 2. Права и обязанности волонтеров. 3. 3. Проект положения о волонтерском движении. 4. 4. Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи. Составление плана работы. Участие в акциях (20 часов) 5. 1. Акция «Твори добро» ко Дню учителя, Дню уважения старшего поколения (изготовление праздничных открыток, поделок для учителей и Колво часов Дата проведения 1 1 неделя сентября 1 1 1 2 неделя сентября 3 неделя сентября 4 неделя сентября 1 1 неделя октября 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10. 6. людей пожилого возраста) Акция «Пожилой человек – это мудрости клад» 1 2 неделя октября Участие в акции по сбору макулатуры «Чистый лист» Акция «Чистый двор» 1 3 неделя октября 1 4 неделя октября Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» (13 ноября) Изготовление поздравительных открыток, подарков ко Дню матери, Дню инвалида Проведение благотворительной акции «Спешите делать добро» 1 5 неделя октября 1 2 неделя ноября 1 3 неделя ноября 1 4 неделя ноября 1 1 неделя декабря 1 2 неделя декабря 11. 7. 12. 8. 13. 9. 14. 10. Акция «Покормите птиц зимой» -Буклеты, развешивание кормушек « Дети - детям» - приготовление и вручение новогодних поделок Украшаем школу к Новому году. 15. 11. Акция «Новогодняя открытка на подъезд» 1 3 неделя декабря 16. 12. 1 4 неделя декабря 17. 13. Акция «День заповедников и национальных парков» Лекторий для младших школьников. Организация праздника «День снега» 1 3 неделя января 18. 14. Беседа о волонтерстве «Творить благо» 1 4 неделя января 19. 15. Лекторий для младших школьников «Экозабота» 1 5 неделя января 20. 16. 1 1 неделя февраля 21. 17. 1 2 неделя февраля. 22. 18. 1 3 неделя февраля 23. 19. Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днём защитника Отечества Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества Изготовление праздничных открыток ко Дню 8 Марта, поздравление ветеранов педагогического труда, тружеников тыла Открытка ко Дню 8 марта на подъезд. 1 4 неделя февраля 24. 20. Обобщение «День милосердия» 1 1 неделя марта Пропаганда ЗОЖ (11 часов) 25. 1. Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» 1 2 неделя марта 26. 2. Безопасность школьников в сети интернет, подготовка и вручение буклетов школьникам. 1 3 неделя марта 27. 3. Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная болезнь» 1 1 неделя апреля 28. 4. «Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов. 1 2 неделя апреля 29. 5. «Кто, если не мы!» -выступление агитбригады 1 3 неделя апреля 30. 6. 1 4 неделя апреля 31. 7. «Я выбираю спорт» - спортивная программа для подростков «Никто не забыт» Адресная помощь ветеранам 1 1 неделя мая 32. 8. «Никто не забыт» Адресная помощь ветеранам 1 2 неделя мая 33. 9. «Плохие привычки хороших детей» - интерактивная беседа о здоровом образе жизни 1 3 неделя мая 34. 10. Обобщение. 1 4 неделя мая Итого: 34 часов. УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). 2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011 3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011 5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001. Интернет ресурсы: 1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481 3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm 4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 5.Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 6. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/ 7. http://волонтеры70.рф/ Перечень технических средств, имеющихся в кабинете 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор и экран 3. Принтер лазерный