ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в
обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного
процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и
информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и
отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом
опыте. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими
проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских
принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития
системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление
сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо
формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих
им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению
в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также
собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с
мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную
цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение
которыми позволит выпускнику школы успешно социализироваться в будущей жизни и
профессии.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов
активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в
социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию
политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение
может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по
согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных
волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность
неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование
компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной
заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда
– внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь
окружающих светлее и ярче.
Данная программа способствует формированию ценностных
ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
Цель программы: Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую
деятельность. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание
доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
формирование здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной
сфере;
формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Направления работы:
-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы
-здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
-формирование досуга молодежи.
Планируемы результаты освоения учащимися дополнительной программы школы
волонтёров «Рука Добра»
1.Личностные результаты:
-формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе
нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
со
2. Метапредметные результаты
-расширение круга приёмов составления разных типов плана;
-расширение круга структурирования материала;
-умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
-умение организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты
волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Содержание курса.
1.Мы – волонтеры! 4 часа.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями
волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском движении, определят миссию
волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк
организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Обучающиеся познакомятся с основными
правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся
вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения
мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное
портфолио.
2. Участие в акциях - 20 часов.
Участие в акциях привязано к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку
отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным
к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Обучающиеся определяют круг людей,
нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, пожилые люди.
Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в
период подготовки.
3. Пропаганда ЗОЖ- 10 часов
Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях, проводят игры на переменах, зарядкипятиминутки для учащихся начальной школы (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные
Недели Здоровья, презентации о правильном питании, готовят выступления на акциях, тем самым
пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.
Учебно-тематический план:
Тема
Мы - волонтеры!
Участие в акциях .
Пропаганда ЗОЖ
Кол-во часов
4
20
10
Итого:34 часов
Календарно-тематическое планирование.
п/п
№в
теме
Наименование разделов, темы занятия
Мы-волонтеры! (4ч )
1.
1.
История волонтерского движения в России и за
рубежом.
2.
2.
Права и обязанности волонтеров.
3.
3.
Проект положения о волонтерском движении.
4.
4.
Банк данных о нуждающихся в волонтерской
помощи. Составление плана работы.
Участие в акциях (20 часов)
5.
1.
Акция «Твори добро» ко Дню учителя, Дню
уважения старшего поколения (изготовление
праздничных открыток, поделок для учителей и
Колво
часов
Дата проведения
1
1 неделя сентября
1
1
1
2 неделя сентября
3 неделя сентября
4 неделя сентября
1
1 неделя октября
6.
2.
7.
3.
8.
4.
9.
5.
10.
6.
людей пожилого возраста)
Акция «Пожилой человек – это мудрости клад»
1
2 неделя октября
Участие в акции по сбору макулатуры «Чистый
лист»
Акция «Чистый двор»
1
3 неделя октября
1
4 неделя октября
Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» (13
ноября)
Изготовление поздравительных открыток, подарков
ко Дню матери, Дню инвалида
Проведение благотворительной акции «Спешите
делать добро»
1
5 неделя октября
1
2 неделя ноября
1
3 неделя ноября
1
4 неделя ноября
1
1 неделя декабря
1
2 неделя декабря
11.
7.
12.
8.
13.
9.
14.
10.
Акция «Покормите птиц зимой» -Буклеты,
развешивание кормушек
« Дети - детям» - приготовление и вручение
новогодних поделок
Украшаем школу к Новому году.
15.
11.
Акция «Новогодняя открытка на подъезд»
1
3 неделя декабря
16.
12.
1
4 неделя декабря
17.
13.
Акция «День заповедников и национальных парков»
Лекторий для младших школьников.
Организация праздника «День снега»
1
3 неделя января
18.
14.
Беседа о волонтерстве «Творить благо»
1
4 неделя января
19.
15.
Лекторий для младших школьников «Экозабота»
1
5 неделя января
20.
16.
1
1 неделя февраля
21.
17.
1
2 неделя февраля.
22.
18.
1
3 неделя февраля
23.
19.
Изготовление открыток для ветеранов Великой
Отечественной войны и тружеников тыла с Днём
защитника Отечества
Поздравление ветеранов Великой Отечественной
войны и тружеников тыла на квартирах с Днём
защитника Отечества
Изготовление праздничных открыток ко Дню 8
Марта, поздравление ветеранов педагогического
труда, тружеников тыла
Открытка ко Дню 8 марта на подъезд.
1
4 неделя февраля
24.
20.
Обобщение «День милосердия»
1
1 неделя марта
Пропаганда ЗОЖ (11 часов)
25.
1.
Организация и проведение игры «Полезные и
вредные привычки»
1
2 неделя марта
26.
2.
Безопасность школьников в сети интернет,
подготовка и вручение буклетов школьникам.
1
3 неделя марта
27.
3.
Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная
болезнь»
1
1 неделя апреля
28.
4.
«Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов.
1
2 неделя апреля
29.
5.
«Кто, если не мы!» -выступление агитбригады
1
3 неделя апреля
30.
6.
1
4 неделя апреля
31.
7.
«Я выбираю спорт» - спортивная программа для
подростков
«Никто не забыт» Адресная помощь ветеранам
1
1 неделя мая
32.
8.
«Никто не забыт» Адресная помощь ветеранам
1
2 неделя мая
33.
9.
«Плохие привычки хороших детей» - интерактивная
беседа о здоровом образе жизни
1
3 неделя мая
34.
10.
Обобщение.
1
4 неделя мая
Итого: 34 часов.
УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под
ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
Интернет ресурсы:
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5.Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
6. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
7. http://волонтеры70.рф/
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор и экран
3. Принтер лазерный